За последние годы на ряду с развитием сборного железобетона, все более широкое применение получают методы строительства из монолитного железобетона, имеющие большие потенциальные возможности снижения ресурсоемкости строительства.
Строительство жилых и общественных зданий из монолитного железобетона открывает широкие перспективы не только для создания архитектурной выразительности объекта и его индивидуальности, но и для повышения качества и долговечности сооружений, требует значительно меньших энергетических затрат (до 30%), расхода металла (до 20%), а в конечном итоге, и меньших финансовых затрат (свыше 15%).
В последние годы в монолитные конструкции ежегодно в мире укладывают свыше полутора миллиардов кубометров бетона. По объему производства и применения монолитный бетон намного опережает другие виды строительных материалов.
На приготовление бетона для монолитного строительства расходуется больше половины мирового производства цемента. Очевидно, что по мере внедрения новых строительных технологий, средств механизации и совершенствования конструктивных решений зданий и сооружений область применения монолитного бетона в строительстве будет расширена.
Строительная практика «монолитного бетона» показала необходимость в проектировании, в промышленном изготовлении конструкций и выборе материалов опалубок; сравнительного анализа технико-экономических показателей. Опалубка – важный фактор, влияющий на технологию и стоимость строительства. Анализ затрат на возведение железобетонного каркаса здания показывает, что для снижения стоимости строительства необходимо первоочередное внимание уделять опалубкам и опалубочным работам.
Опалубка – совокупность элементов и деталей, предназначенных для образования формы монолитных бетонных или железобетонных конструкций и сооружений, возводимых на строительной площадке. Опалубка определяется характером бетонируемых конструкций, соотношением их геометрических размеров, принятой технологией производства работ, климатическими условиями.
Опалубка должна обеспечивать заданные размеры и форму возводимой конструкции; быть прочной, жесткой и неизменяемой в рабочем положении и при воздействии всех производственных нагрузок; иметь минимальное сцепление поверхности с бетоном; быть индустриальной и многооборачиваемой, экономичной и технологичной при сборке и разборке, а также не создавать затруднений при установке арматуры и укладки бетонной смеси. Опалубка определяет также качество поверхности бетона, его прочность и другие свойства.