«Но как же всё это богато! Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами… весь дом – громадный зимний сад», – восклицал в мистическом прозрении устами своей героини писатель XIX века Николай Чернышевский. Задолго до того, как предсказанное в этих словах стало претворяться в жизнь, его литературный труд признали классикой реалистического жанра.
Гонка за новыми технологическими решениями, характерная для городской и частной архитектуры последних десятилетий, дала – в качестве побочного своего продукта – возможность выделить в каждом направлении инженерного проектирования и строительных работ некоторые опорные моменты. В остеклении зданий таким опорным моментом сделались стоечно-ригельные системы на основе профилей двух-трёх производителей, с которыми остальные участники рынка сравнивают себя и свои возможности.
Прежде всего – Schuco и Reynaers. Взяв за основу своих проектных изысканий одну из этих систем, национальные компании, специализирующиеся на промышленном остеклении зданий, достигают самых сложных форм алюминиевых конструкций. И делают это при помощи сравнительно простых, но главное – «штатных» в рамках избранной системы и потому полностью предсказуемых инженерных решений.
За редким исключением корпоративные заказчики ждут от проектировщиков «делового» стиля, строгости дизайна, интуитивной понятности членения фасадных конструкций и расстановки открывающихся элементов. Того, что по завершении работ можно будет назвать современной классикой.
В самом деле, стилистически вполне современный фасад может нести в себе черты архитектурной классики, служить украшением, а не вызовом городскому ландшафту. Новыми средствами монументальной выразительности он может передавать корпоративный дух того предприятия, которое расположится в стенах вновь возводимого или реконструируемого с применением новейших технологий здания. Нужно лишь, чтобы как на этапе архитектурного проектирования, так и при разработке инженерной, рабочей документации над фасадом трудились специалисты с чувством стиля. А безупречная механика исполнения дополнит картину проектного совершенства.
Стремление выделить своё здание на фоне соседствующих построек иногда приводит к изощрённости архитектурных форм. Но при работе с традиционными навесными фасадными системами достаточно бывает лёгкого изгиба или преломления контура остекления, и – задача подчеркнуть индивидуальность решена! Так, проглядывающий сквозь листву зелёной полосы вдоль трассы Петербург-Москва, совсем недалеко от северного въезда в Зеленоград остеклённый массив сервисного салона «Автотехцентр-Север» представляет нам игру классических и сугубо современных ракурсов.
При взгляде справа в изломе светопрозрачной кровли и стен читаются контуры средневековой греческой базилики. Подъезжая к зданию слева, мы увидим совсем другое – причудливый полупрозрачный кристалл. Вертикально ориентированное членение конструкций из алюминия и стекла даёт устремление вверх, ощущение возвышенности над окружающим, подлинного стиля.
Витрины и навесной вентилируемый фасад с серебристыми композитными панелями автосалона марки Ford в Саратове ещё в большей мере отражают тенденцию к достижению современными фасадными технологиями классического архитектурного звучания. Главный фасад воспроизводит логику притягательности древнегреческого простиля: два ряда композитных панелей и солнцезащитные решётки образуют карниз, остекление функционально подменяет колоннаду, зазывая внутрь. Входная группа в виде намеренно угловатого портика усиливает ассоциацию с конструктивными решениями античных построек и классицизма нового времени.
Тонированное под бронзовый отлив, сплошное зеркальное остекление двухэтажного корпуса типографии LBL Print на улице Зорге в Москве включает в себя прямолинейный участок, по пропорциям близкий к квадрату, затем лёгкий излом на уровне второго этажа и разрыв по линии межэтажного перекрытия, наконец, радиусный контур над входными дверьми. Опора наиболее изящного во всём этом остеклении полукружия на колонну – итог поиска простого, но верного способа придания фасаду необходимой монументальности, и в нём также можно разглядеть отдалённую апелляцию к классике. Увы, фасадная конструкция совершенно не видна со стороны улицы, но тем отраднее исполнителю, что созерцать её – своего рода эксклюзивный подарок, бонус, который получают клиенты организации, выступившей заказчиком данного проекта! И не в последнюю очередь эта изящная зеркальность – воплощение фирменного стиля в глазах самих сотрудников предприятия.
Вновь колонны – в опору широкого светопропускающего полукружия главного фасада нового здания Московской академии бизнеса и управления. Высотою в два этажа, они будто выносят вперёд, как предмет особой гордости, остеклённую при помощи алюминиевых конструкций центральную часть фасада, обращая её к жителям и работникам «спальных» и промышленных кварталов Марьиной рощи с призывом: «Смотрите, насколько мы идём в ногу со временем!» Именно здесь, в разрыве радиусных контуров остекления третьего и четвёртого этажей проектировщик вписал золотыми буквами наименование учебного заведения: светопрозрачные конструкции и объёмные литеры вместе сосредоточивают внимание на общественной значимости постройки и функциональности главного фасада. Здесь размещены входные группы, где наружным дверям горизонтальным членением намеренно придана увесистость, всякий раз напоминающая входящим о солидности учреждения, в котором они учатся, работают или куда пришли гостями. При всём сказанном не стоит забывать, что основной смысл террасного расположения радиусных конструкций, как и размещения световых куполов в кровле в том, чтобы наполнить светом расположенные друг над другом холлы и лекционные аудитории.
Чтобы замыслы строящихся и проектирующих организаций всегда столь же адекватно претворялись в жизнь, нужен исполнитель фасадных работ с пониманием духа и буквы каждого подобного проекта. С детализированным знанием типовых решений и готовностью двигаться от простого к сложному.